Диарея и лекарства

 

  

ДИАРЕЯ ПРИ ЛЕКАРСТВЕННО ОБУСЛОВЛЕННЫХ КОЛИТАХ И ЭНТЕРОПАТИЯХ

 

Наиболее частой причиной лекарственно обусловленных колитов и энтеропатий, протекающих с синдромом диареи, является прием нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП), таких, например, как диклофенак, индометацин, напроксен и др.

Одной из основных форм поражений кишечника, связанных с приемом НПВП, следует считать так называемую НПВП-ассоциированную энтеропатию, которая обнаруживается приблизительно у 65% больных, принимающих лекарственные препараты данной группы.

Патогенез НПВП-ассоциированной энтеропатии включает в себя нарушения процессов метаболизма в эпителиальных клетках тонкой кишки (прежде всего на уровне митохондрий) во время всасывания НПВП, а также повышение проницаемости слизистой оболочки. Вледствие указанных расстройств возникают нарушения всасывания в тонкой кишке с развитием у некоторых больных синдрома мальабсорбции и увеличивается потеря белка через слизистую оболочку. При эндоскопическом исследовании у больных с НПВП-ассоциированной энтеропатией могут выявляться эрозии и язвы слизистой оболочки тонкой кишки, способные стать источником скрытых и явных кишечных кровотечений.

Другой формой поражения кишечника при приеме НПВП является НПВП-ассоциированный колит, механизм развития которого связан со снижением содержания простагландинов в слизистой оболочке кишечника, обусловливающих ее цитопротективные свойства. НПВП-ассоциированный колит протекает с болями в животе, диареей с примесью крови, повышением СОЭ.

Данная форма заболевания наблюдается в основном у пожилых людей и развивается на фоне длительного (от 2 мес до 5 лет) приема НПВП. Эндоскопическая картина может напоминать таковую при язвенном колите или болезни Крона. Течение заболевания чаще всего бывает легким, хотя описаны случаи фульминантно протекающих форм с развитием перфорации стенки кишечника. При постановке диагноза НПВП-ассоциированного колита следует иметь в виду, что прием данных препаратов способен не только вызывать возникновение самостоятельного поражения кишечника, но и может способствовать обострению рецидивов уже имевшихся хронических воспалительных заболеваний кишечника, причем промежуток времени между началом приема препарата и появлением симптомов обострения может быть очень коротким (1-3 дня).

Лечение поражений кишечника, обусловленных приемом НПВП, включает в себя назначение сульфасалазина или месалазина, а также проведение коротких курсов метронидазола.

Другие лекарственные препараты (например, хлорид калия, цитостатики, флуцитозин, D-пеницилламин, препараты золота) также могут стать причиной развития эрозивных или же ишемических (препараты наперстянки, мочегонные и гипотензивные средства, эрготамин и др.) поражений кишечника, протекающих с диарейным синдромом.

См. также:

  
 
 
   
                                               Амблиопия